Есть две стороны в учении Н. Федорова — его истолкование Апокалипсиса, гениальное и единственное в истории христианства, и его «проект»
воскрешения мертвых, в котором есть, конечно, элемент фантастический.
Он указал ему возможность таких достижений, о которых ранее Федорова никто не помышлял, именно поставил ему задачу трудового
воскрешения мертвых, хозяйственного воспроизведения и возвращения жизни.
Федоров превращает хозяйство в теургию, или, вернее, то и другое до неразличимости сливает, поскольку для него
воскрешение мертвых перестает быть теургическим, но всецело становится хозяйственно-магическим.
«Проект» Федорова есть первое слово в истории о
воскрешении мертвых, хотя и облеченное в несоответствующую форму, — слишком ранний провозвестник невольно обречен на уродливость при выражении своих предчувствий.
Воскрешение мертвых, поставленное как предельная цель для хозяйственной воли, есть вообще ложная задача, ибо в ней в плоскости временности ставится то, что находится за временем, по крайней мере этим временем нашего зона.
Неточные совпадения
Но призыв этот здесь обращен уже не к Одному, не к Сыну Божьему и Сыну Человеческому, но ко всем сынам человеческим, которые призываются явить свое богосыновство «общим делом» регуляции природы и ее плодом — трудовым оживлением
мертвой материи, превращением камней в хлебы,
воскрешением мертвецов.
Быть может, более соответствует его высокому религиозному духу такая мысль: воскресение
мертвых есть акт богочеловеческий, требующий соединения божественной благодати и человеческого действия, и, признавая вполне божественную сторону
воскрешения, человек должен проявить в нем участие своим встречным усилием, собственным стремлением к
воскрешению.
Внимательное изготовление и торжественное погребение мумии, которая и в могиле оживляема двойником умершего — ка, со всем сложным литургическим ритуалом и целым арсеналом магических заклинаний (по Книге
Мертвых), — все это получает свой смысл как приготовление тела к
воскрешению и загробной жизни.
Поэтому
воскрешение отцов, согласно федоровскому проекту, даже если бы оно было осуществимо, далеко еще отстоит от воскресения
мертвых, чаемого христианской верой, оно находится в другой от него плоскости, так же как и
воскрешение Лазаря и другие чудесные
воскрешения, хотя они и совершались не натурально-магическим, хозяйственным, но чудесным путем.